Финансовое образование молодежи способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем самым, способно повысить финансовую безопасность молодежи. Низкий уровень финансовой грамотности и знаний в области финансовой безопасности может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, включая депрессию и прочие личные проблемы. |
Многие школьники уже сейчас задумываются о взрослой жизни, о том, как выбрать хорошую профессию, реализовать свои планы и мечты. А для этого не в последнюю очередь важно достичь финансовой независимости и уметь грамотно обращаться со своими деньгами. Ведь во взрослой жизни придется самостоятельно принимать множество финансовых решений, будь то оплата образования, покупка автомобиля и недвижимости для будущей семьи и даже управление пенсионными накоплениями. Как накопить деньги и не попасть в финансовые ловушки, как взять кредит или инвестировать свои средства - уже скоро сегодняшним школьникам предстоит решать эти непростые вопросы.
Финансы окружают нас повсюду, и знать базовые правила их безопасного использования жизненно необходимо каждому из нас.
Финансовая безопасность - понятие, включающее комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства на макроуровне, корпоративных структур, финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне. Из определения данного понятия мы можем выделить уровни финансовой безопасности:
- Национальный, то есть финансовая безопасность всего государства;
- Региональный - безопасность отдельных частей государства: республик, краев, областей, автономных округов и автономной области;
- Корпоративный, то есть финансовая безопасность организаций;
- Личный - финансовая безопасность отдельно взятого индивида, или личная финансовая безопасность.
Личная финансовая безопасность - это социально-экономическая возможность человека, иметь финансовую независимость для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, как индивидуально, так и внутри общества, а также сохранение этой независимости в перспективе и её дальнейшее преумножение.
Иными словами, финансовая безопасность личности означает независимость и стабильность - и именно поэтому так важно знать, как ее обеспечить каждому из нас.
Для того, чтобы эффективно противостоять финансовому мошенничеству, которое угрожает нашей личной финансовой безопасности, необходимо, в первую очередь, разобраться с тем, что оно из себя представляет и каким бывает.
Финансовое мошенничество - это совершение противоправных действий в сфере денежного обращения путем обмана, злоупотребления доверием и других манипуляций с целью незаконного обогащения.
Среди видов финансового мошенничества выделяют:
- мошенничество с использованием банковских карт;
- мошенничество в сети Интернет;
- мошенничество с использованием мобильных телефонов;
- мошенничество с финансовыми пирамидами;
- мошенничество на рынке Форекс.
Разберемся с основными способами защиты от финансовых мошенников, с которыми можно столкнуться уже в подростковом возрасте.
- Мошенничество с банковскими картами бывает различных типов, среди которых можно выделить:
- Скимминг - это установка специальных устройств на банкоматы, с помощью которых преступники получают информацию о карте. Это специальное устройство, которое копирует данные с магнитной полосы карты. Могут украсть и ПИН-код, установив на банкомат скрытую камеру или накладную клавиатуру. Поддельную клавиатуру ставят прямо поверх оригинальной, и сам банкомат реагирует на нажатия как обычно — человек даже не заметит, что что-то идет не так. Злоумышленники, используя украденные данные, могут изготовить копию карты. Перед пользованием банкоматом внимательно осмотрите его на предмет наличия посторонних предметов.
- «Магазинные мошенничества». Данные карты могут быть считаны и зафиксированы ручным скиммером. Поэтому не передавайте карту или ее данные посторонним, требуйте проведения операций с картой только в личном присутствии. Данный вид мошенничества также распространен в отношении банковских карт с функцией бесконтактной оплаты: с помощью специального терминала, прислоненного к карману или сумке жертвы, мошенники могут украсть денежные средства с карты.
- Траппинг. На банкомат устанавливаются устройства, которые блокирует карту. На помощь человеку приходит мошенник, который подглядывает ПИН-код и после ухода человека достает карту из банкомата. При вводе ПИН-кода закрывайте рукой клавиатуру.
- Фишинг. Рассылка электронных писем о якобы производимых изменениях в системе безопасности банка. Мошенники просят дать информацию о карте, в том числе указать номер кредитки и ее ПИН-код, отправив ответное письмо или заполнив анкету на сайте, похожем на сайт банка-эмитента. Самая сложная задача мошенника — узнать ваш ПИН-код. Никому не сообщайте его.
- Вишинг (голосовой фишинг). Сбор информации о номерах карт и счетов при помощи моделирования звонка автоинформатора.
- Звонки мошенников с просьбой погасить задолженность по кредиту. Когда гражданин сообщает, что кредит он не брал, ему предлагается уточнить данные его банковской карты. Банки не присылают писем и не звонят на телефоны своих клиентов с просьбой предоставить им данные счетов. Если такая ситуация произойдет, вас попросят приехать в банк лично.
Как не стать жертвой таких мошенников?
- Храните ПИН-код отдельно от карты и не пишите его на карте, не сообщайте никому и не вводите ПИН-код при работе в Интернете. Помните, что ПИН-код не может быть затребован ни банком, ни любой другой организацией, в том числе при оплате товаров/ услуг через Интернет и иные информационные сети.
- В случае потери карты или утраты ПИН-кода немедленно обратитесь в ваш банк для ее блокирования.
- Сохраняйте документы до окончания проверки правильности списанных сумм
- Сообщайте банку актуальные контактные данные. Если у банка будут устаревшие данные, он не сможет оперативно связаться с вами для подтверждения подозрительных операций или при возникновении спорных ситуаций.
- Подключите услугу SMS- уведомлений, это позволит вам оперативно получать информацию о проводимых по вашей карте операциях: оплате товаров/услуг, просмотре баланса в банкомате, снятии наличных. Следите за тем, чтобы в выписке, SMS-уведомлениях или мобильном приложении были отражены ваши реальные операции. Если вы заметили несоответствие — обратитесь в банк.
- Всегда имейте при себе телефон службы поддержки держателей карт вашего банка — это позволит вам оперативно получать информацию о состоянии вашей карты и решать все возникающие при использовании карты вопросы.
- Перед снятием денег в банкомате осмотрите его. На картоприемнике не должно быть посторонних предметов, клавиатура не должна шататься.
- Набирая ПИН-код, прикрывайте клавиатуру рукой. Делайте это даже во время расчетов картой в кафе.
- При бесконтактной оплате банковской картой или с помощью технологии NFC для смартфонов придерживайтесь лимитов, при превышении которых требуется ПИН-код для подтверждения транзакции (в России такой лимит составляет 999 рублей, все более крупные денежные операции требуют подтверждения ПИН-кодом). Кроме того, пользователям бесконтактной оплаты стоит ограничить размер ежедневных, еженедельных или ежемесячных расходов с учетом личного бюджета, связавшись с банком, осуществляющим обслуживание карты.
В случае мошеннической или ошибочной операции по карте обратитесь в отделение банка и попросите выписку по счету. Напишите заявление о несогласии с операцией. Сохраните экземпляр заявления с отметкой банка о приеме. Обратитесь в правоохранительные органы с заявлением о хищении.
2. Среди типов финансового мошенничества в Интернете можно назвать:
- Покупки через интернет. Продавец просит оплатить товар через систему денежных переводов, используя фальшивое или недействительное удостоверение личности. Получая деньги, он исчезает.
- Составление гороскопа. Пользователю предлагается заполнить анкету, после чего на электронный адрес отправляется не сам гороскоп, а письмо с указанием отправить по указанному номеру СМС-сообщение. Стоимость такого сообщения может составлять несколько сотен рублей.
- Письма платежных систем, к которым прилагается вирус, замаскированный под вложение - файл или ссылку. Его задача -собрать данные о ваших аккаунтах в платежных системах и данные банковских карт.
- Нигерийские сюжеты. Некое высокопоставленное лицо из африканской страны просит помочь в выводе значительной суммы денег за процент. При этом клиента просят перечислять незначительные суммы для оформления перевода и других действий, пока клиент не осознает, что его обманули.
Способы защиты:
- Не открывайте сайтов платежных систем по ссылке в письмах, проверяйте URL в адресной строке, посмотрите, куда ведет ссылка. Даже если ссылка кажется надежной, всегда сверяйте адреса с доменными именами официальных сайтов организаций
- Совершайте покупки в интернете с помощью отдельной банковской карты и только на проверенных сайтах.
- Не сообщайте ваши пароли, вводите их только на сайтах платежных систем.
- Не храните файлы с секретной информацией на доступных или недостаточно надежных носителях информации, делайте несколько копий таких файлов.
- Не оплачивайте никаких взносов, при трудоустройстве на удаленную работу.
- Установите на компьютер антивирус — и себе, и родственникам.
3. Мобильные мошенничества - характеризуются либо использованием распространенных сюжетов-клише, с помощью которых можно заставить жертву совершить определенные действия, либо специализированных технических средств:
- «Вы выиграли приз». Мошенник привлекает жертву дорогим подарком, который он «выиграл», или звонит с предложением получить компенсацию за приобретенные ранее БАДы, денежный выигрыш, потерянные при обмене денег сбережения и т. п. При этом просит прислать подтверждающую СМС, внести регистрационный взнос и т.п. Получив деньги, мошенник исчезает.
- «Мама, я попал в аварию». Мошенник отправляет СМС или звонит с неприятной новостью, «жертва» в панике забывает проверить достоверность полученной информации и переводит средства на счета мошенников.
- «Ваша карта заблокирована». На мобильный телефон приходит соответствующее СМС-сообщение с указанием телефона для разблокировки, по которому мошенник предлагает жертве совершить несколько операций с банкоматом под диктовку. Деньги с карты перейдут на счет мошенников.
- Вирус. Он помогает злоумышленникам подобраться к банковской карте, привязанной к мобильному телефону, и перевести все деньги на свой счет.
Чтобы не стать жертвой мобильных аферистов:
- Не отвечайте на СМС и не открывайте ММС от неизвестных абонентов.
- При получении сообщений от банков, мобильных операторов о проблемах со счетом перезвоните по известному вам номеру банка и уточните информацию.
- Не отправляете СМС на короткие номера, заранее не узнав его стоимости.
- Не сообщайте никаких персональных данных. Попросите представиться, назвать ФИО, звание должность, наименование организации, узнайте телефон этой организации в справочных базах и перезвоните.
- Если вам сообщают, что ваш родственник или знакомый попал в беду и за него нужно внести деньги - позвоните ему напрямую.
- Ценную информацию не храните только в телефоне, дублируйте ее в бумажном блокноте или в компьютере.
(Методические рекомендации по подготовке и проведению Всероссийского тематического урока на тему «Финансовая безопасность»)